Различия в проверочных (контрольных) закупках наркотических средств и провокаций
Ответственность за действия лиц, связанные с незаконным сбытом, производством и пересылкой наркотических веществ и растений, их содержащих, установлена в статье 228.1 УК РФ. Общественная опасность преступления связана с достижением цели лица по производству наркотических веществ или растений, их сбыту и пересылке.
Виды проверочной закупки
В целях борьбы с преступностью сотрудники правоохранительных органов проводят оперативно-розыскные мероприятия (сокр. ОРМ, указанные в N 144-ФЗ от 1995 года. Контрольная закупка наркотических и других психотропных средств входит в перечень мероприятий.
N 144-ФЗ от 1995 устанавливает две формы проверочной закупки:
- зашифрованная;
- негласная.
В первом случае предполагается приобретение наркотической продукции под видом обычного покупателя. После фиксации факта оперативный сотрудник объясняет продавцу истинные цели покупки наркотика. Товар осматривается, взвешивается и составляется акт о контрольной закупке, на котором ставят подписи лица, принимающие участие в мероприятии.
Во втором случае не предусматривается немедленная легализация покупателя и объяснение продавцу цели покупки. Негласная закупка оформляется справкой от оперативного работника.
Проведение закупок требует технического обеспечения для фиксации фактов преступных действий. Например, момента сбыта наркотиков и покупки психотропных веществ оперативным сотрудником, скрывающимся под видом обычного покупателя. Закон подчеркивает, что должны использоваться разрешенные к применению технические средства!
Составленные оперативными сотрудниками документы передаются следователю или иному лицу, имеющему право на ознакомление с обстоятельствами дела. Если контрольная закупка проводится лицами, сотрудничающими с оперативными работками на негласной основе, знакомиться с документами разрешено строго ограниченному кругу лиц.
Цели проверочной закупки
Оперативные сотрудники проводят мероприятие с целью выявления лиц, которые занимаются сбытом наркотиков, а также растений, содержащих психотропные вещества с дальнейшей фиксацией данного факта.
Оперативные работники заранее осведомлены о том, что лицо, в отношении которого планируется мероприятие, нарушает закон. Необходимо найти и задокументировать доказательства. Анализ судебной практики ВС РФ от 27.06.2012 дает основания полагать, что полученные в ходе закупки данные, выступают доказательствами в суде при вынесении гражданину приговора.
ОРМ, связанные с ограничением конституционных прав граждан, осуществляются оперативно-техническими отделами ОВД, ФСБ в пределах предоставленных полномочий.
Провокация при сбыте наркотиков
На практике наблюдаются случаи провокации лица к сбыту наркотиков. При этом условия совершения преступления создаются искусственно. У оперативников нет оснований полагать, что без провокации лицо совершило бы преступление. Вместе с тем, статья 5 ранее упомянутого ФЗ «Об ОРД» прямо указывает на то, что уполномоченным органам по контролю за наркотиками запрещено подстрекать, склонять, побуждать гражданина к совершению преступного деяния. Иными словами, правоохранителям запрещается провоцировать граждан действия по сбыту наркотиков.
Признаками провокации сбыта наркотиков выступают:
- Отсутствие причин для проведения мероприятия.
- Подстрекательство лица к сбыту наркотического вещества, как в прямой, так и в косвенной форме.
- Отсутствие у оперативных работников сведений о том, что человек занимается сбытом наркотиков.
Проведение провокации опасно тем, что под уголовную статью нередко попадают законопослушные граждане.
Чем поможет адвокат
Профессиональный защитник знакомиться с делом о сбыте наркотиков. Необходимо понять, имела ли место провокация подзащитного на сбыт наркотического или психотропного вещества. Ограничение законных действий сотрудников правоохранительных органов от провокации необходимо, так как в дальнейшем это влияет на приговор, вынесенный гражданину.
Квалификацию сбыта наркотиков упоминает статья 228.1 УК РФ, более подробно положение закона разъясняют комментарии к НПА. Кроме того, по делам о сбыте наркотиков успешно сформировалась судебная практика, в частности, подробные разъяснения дает N 14 Пленум ВС РФ от 2006 года.
В частности, судебный орган определил, что результаты ОРМ могут влиять на приговор гражданина при условии получения доказательств в строгом соответствии с требованиями закона, при наличии умысла на сбыт наркотиков. Важное состоит в требовании ВС РФ о формировании у виновного умысла независимо от действий оперативников, создающих условия для совершения лицом противоправного деяния.
Исходя из этого, ВС РФ заявил о недопустимости провокации в отношении граждан. Инициатива к совершению преступной сделки должна исходить от предполагаемого виновника. Оперативным сотрудникам запрещается вмешиваться в его действия.
За сбыт наркотиков установлено серьезное наказание, вплоть до лишения свободы на пожизненный срок. В задачу адвоката входит работа по детальному разбору ситуации, в которую попал гражданин, ее тщательный анализ и создание линии защиты в суде. Профессиональная юридическая помощь необходима в сложной категории дел.